?

Log in

Feb. 8th, 2017 @ 08:25 pm Мощно задвинуто
*
Ну я ж лапоть, что всем известно.
А кому и не известно, то те самыми первыми мне спешат поставить на вид, что я лапоть.

Вот возьмём, к примеру, книжки. Я их в жизни читал до класса десятого много, а дальше - как придётся, больше по нужде да по обязанности. Отвалилось книгочтение от меня, как хвост от головастика.
Шаламова, к примеру, так и не прочитал, того Варлам который.

А есть ведь люди, матёрые такие человечищи, которые воистину лефт ноу стоун антёрнд, и которые не только Шаламова - даже Пушкина сверх школьной программы читали!

Собственно, я это к тому, что давеча юзер Stavr на дёрти.ру вывесил кусок из Шаламова, и я не открутился - пришлось прочесть.
Гениальное, скажу вам, это оказалось текстуальство. Вот без вагины - гениальное. Но чу. Шуршат минуты, и я не смею красть их у вас сверх уже попизженных, и просто перепомещу тут этот кусок. Читайте. Находите параллели.

"...Каждая минута лагерной жизни – отравленная минута.
Там много такого, чего человек не должен знать, не должен видеть, а если видел – лучше ему умереть.
Заключенный приучается там ненавидеть труд – ничему другому и не может он там научиться.
Он обучается там лести, лганью, мелким и большим подлостям, становится эгоистом.
Возвращаясь на волю, он видит, что он не только не вырос за время лагеря, но что интересы его сузились, стали бедными и грубыми.
Моральные барьеры отодвинулись куда–то в сторону.
Оказывается, можно делать подлости и все же жить.
Можно лгать – и жить.
Можно обещать – и не исполнять обещаний и все–таки жить.
Можно пропить деньги товарища.
Можно выпрашивать милостыню и жить! Попрошайничать и жить!
Оказывается, человек, совершивший подлость, не умирает.
Он приучается к лодырничеству, к обману, к злобе на всех и вся. Он винит весь мир, оплакивая свою судьбу.
Он чересчур высоко ценит свои страдания, забывая, что у каждого человека есть свое горе. К чужому горю он разучился относиться сочувственно – он просто его не понимает, не хочет понимать.
Скептицизм – это еще хорошо, это еще лучшее из лагерного наследства.
Он приучается ненавидеть людей.
Он боится – он трус. Он боится повторений своей судьбы – боится доносов, боится соседей, боится всего, чего не должен бояться человек.
Он раздавлен морально. Его представления о нравственности изменились, и он сам не замечает этого.
Начальник приучается в лагере к почти бесконтрольной власти над арестантами, приучается смотреть на себя как на бога, как на единственного полномочного представителя власти, как на человека высшей расы.
Конвойный, в руках у которого была многократно жизнь людей и который часто убивал вышедших из запретной зоны, что он расскажет своей невесте о своей работе на Дальнем Севере? О том, как бил прикладом голодных стариков, которые не могли идти?
Молодой крестьянин, попавший в заключение, видит, что в этом аду только урки живут сравнительно хорошо, с ними считаются, их побаивается всемогущее начальство. Они всегда одеты, сыты, поддерживают друг друга.
Крестьянин задумывается. Ему начинает казаться, что правда лагерной жизни – у блатарей, что, только подражая им в своем поведении, он встанет на путь реального спасения своей жизни. Есть, оказывается, люди, которые могут жить и на самом дне. И крестьянин начинает подражать блатарям в своем поведении, в своих поступках. Он поддакивает каждому слову блатарей, готов выполнить все их поручения, говорит о них со страхом и благоговением. Он спешит украсить свою речь блатными словечками – без этих блатных словечек не остался ни один человек мужского или женского пола, заключенный или вольный, побывавший на Колыме.
Слова эти – отрава, яд, влезающий в душу человека, и именно с овладения блатным диалектом и начинается сближение фраера с блатным миром.
Интеллигент–заключенный подавлен лагерем. Все, что было дорогим, растоптано в прах, цивилизация и культура слетают с человека в самый короткий срок, исчисляемый неделями.
Аргумент спора – кулак, палка. Средство понуждения – приклад, зуботычина.
Интеллигент превращается в труса, и собственный мозг подсказывает ему оправдание своих поступков. Он может уговорить сам себя на что угодно, присоединиться к любой из сторон в споре. В блатном мире интеллигент видит «учителей жизни», борцов «за народные права».
«Плюха», удар, превращает интеллигента в покорного слугу какого–нибудь Сенечки или Костечки.
Физическое воздействие становится воздействием моральным.
Интеллигент напуган навечно. Дух его сломлен. Эту напуганность и сломленный дух он приносит и в вольную жизнь.
Инженеры, геологи, врачи, прибывшие на Колыму по договорам с Дальстроем, развращаются быстро: длинный рубль, закон – тайга, рабский труд, которым так легко и выгодно пользоваться, сужение интересов культурных – все это развращает, растлевает, человек, долго поработавший в лагере, не едет на материк – там ему грош цена, а он привык к богатой, обеспеченной жизни. Вот эта развращенность и называется в литературе «зовом Севера».
В этом растлении человеческой души в значительной мере повинен блатной мир, уголовники–рецидивисты, чьи вкусы и привычки сказываются на всей жизни"

"Красный Крест" — сб."Колымские рассказы". Варлам Шаламов, 1954

(отсель)
About this Entry
Dai
[User Picture Icon]
From:creaze
Date:February 8th, 2017 12:38 pm (UTC)
(Permanent Link)
Это про высшее образование.
[User Picture Icon]
From:cathay_stray
Date:February 9th, 2017 01:52 am (UTC)
(Permanent Link)
Да это про всё от детского сада до гробовой доски. Жизнь - боль, бро.
[User Picture Icon]
From:lbertarian
Date:February 8th, 2017 01:44 pm (UTC)
(Permanent Link)
и что, теперь ты жалеешь, что ты не прочел это раньше?
кстати... разве не забавно, что Холокост не создал своего Шаламова? (провокационный вопрос)
[User Picture Icon]
From:cathay_stray
Date:February 8th, 2017 03:48 pm (UTC)
(Permanent Link)
Нет, жалеть не жалею. Не моя тема, а общеобразовательный интерес к ней закрыт несколькими вещами Солженицына, Одляном, Записками стукача и парой-тройкой ещё. Больше просто не надо: мне эта тема не настолько интересна.

Но текст Шаламова ведь не про тюрьму в ссср. Он точно так же про Обаму и про Лукашенко, в общем, про то, как всё плохое быстро, просто и необратимо.
[User Picture Icon]
From:lbertarian
Date:February 8th, 2017 03:53 pm (UTC)
(Permanent Link)
большинство предпочитает видеть это в более узком смысле
[User Picture Icon]
From:cathay_stray
Date:February 8th, 2017 04:07 pm (UTC)
(Permanent Link)
Не большинству пою я свои песни.
[User Picture Icon]
From:tuchiki
Date:February 8th, 2017 03:15 pm (UTC)
(Permanent Link)
Есть менее известный автор, но он потрясет тебя больше Шаламова:

Юлий Марголин: Путешествие в Страну Зе.Ка.
Нельзя сдохнуть, не прочтя эту книгу.
[User Picture Icon]
From:cathay_stray
Date:February 8th, 2017 03:33 pm (UTC)
(Permanent Link)
Ты знаешь, я ведь не собираю книжки - чем больше, тем лучше.
Марголина я уже качаю (кстати, думаю, я его читал, но не уверен, скачается - гляну).
Так вот, я не собираю книжки абы побольше. Нет, я просто закрываю темы. Вот скажем тюремная тема для меня в принципе не представляет интересу - чтобы её закрыть, я почитал три или четыре вещи Солженицына, потом не помню автора - Одлян, или Воздух Свободы*, потом что-то вроде Записок лагерного стукача, ну и ещё буквально одну-две-три. Топс три. Твой презент я в сюда не считаю, это всё-таки не совсем про тюрьму.
* Одлян - очень мощная вещь

Ну в общем, тюрьма всё же для меня не то, о чём я думаю пенно, денно, нощно и мощно. А значит, нет смысла стараться узнать об ей всё-всё во всех-всех нюансах.

Ведь текст Шаламова тут - вовсе не про тюрьму. Он, если хочешь, про русский мир, про Обаму, про Уптина, про Лукашенко.
[User Picture Icon]
From:pisar4uk
Date:February 8th, 2017 08:59 pm (UTC)
(Permanent Link)
Одлян вещь странная. Во-первых, бросается в глаза модный в 80-е и 90-е чернушный стиль, призванный шокировать публику. Люди же, действительно видавшие виды, имеют другой взгляд и философию. Во-вторых, написал ее - понятное дело, автобиографически - некий Габышев, человек абсолютно неизвестный, как утверждается сгинувший в психушках, и даже фотки его нет ни одной. А вот издал и книгу и продвинул, о чем подробно рассказано в предисловии - Андрей Битов, и вцелом напрашивается такой вывод, то Битов - того Атляна понятно никогда не нюхавший - книгу и написал, полностью из головы.
[User Picture Icon]
From:tuchiki
Date:February 9th, 2017 01:11 am (UTC)
(Permanent Link)
Ну, если уж на то пошло, друже, то текст его не только про русский мир, а про всехний. Пленка цивилизованности до ужаса тонкая, и когда человек помещен в нечеловеческие условия она испаряется, как не было независимо от национальной принадлежности. Единственно известное мне исключение - это глубоко верующие простые люди. Все сидельники это подтерждают, от Солжа и Марголина до Эдуарда Кузнецова и Ирины Емельяновой.

Часто перечитывая Шаламова нельзя жить.
И все-таки, самая великая книга из всех из них - эта книга Марголина. САм увидишь, когда прочтешь.
А ты знаешь, что у сидельников-колымщиков есть свой как бы гимн. По сути, это народная каторжная песня. Жанр на Руси издавна популярный. Называется "Я помню тот Ванинский порт".Слушать ее надо только в исполнении Дины Верни, хотя пытаются петь многие. Я знаю ее наизусть, каждую паузу, интонацию...И рыдать начинаю при первых аккордах. И, он, Шаламов, во весь свой громадный рост, встает, конечно, когда слушаешь...На тебе, раз ты Шаламова читаешь.

Я помню тот Ванинский порт

Исп.: Дина Верни
Я помню тот Ванинский порт
И вид парохода угрюмый.
Как шли мы по трапу на борт,
В холодные, мрачные трюмы.

От качки страдали зека,
Ревела пучина морская;
Лежал впереди Магадан -
Столица Колымского края.

Не крики, а жалобный стон
Из каждой груди вырывался.
"Прощай навсегда, материк!" -
Ревел пароход, надрывался.

Будь проклята ты, Колыма,
Что названа Чёрной Планетой.
Сойдёшь поневоле с ума -
Оттуда возврата уж нету.

Пятьсот километров тайга,
Где нет ни жилья, ни селений.
Машины не ходят туда -
Бредут, спотыкаясь, олени.

Я знаю, меня ты не ждёшь
И писем моих не читаешь.
Встречать ты меня не придёшь,
А если придёшь - не узнаешь.

Прощайте, и мать, и жена,
И вы, малолетние дети.
Знать, горькую чашу до дна
Пришлося мне выпить на свете.

По лагерю бродит цинга.
И люди там бродят, как тени.
Машины не ходят туда -
Бредут, спотыкаясь, олени.

Будь проклята ты, Колыма,
Что названа Чёрной Планетой.
Сойдёшь поневоле с ума -
Оттуда возврата уж нету.
[User Picture Icon]
From:cathay_stray
Date:February 9th, 2017 02:07 am (UTC)
(Permanent Link)
Обижаешь, кума! Я в армию ходил. В савейской армии (в боях познавшей ра-адость побед) зековские песни были куда популярнее, чем "не ссы, девчонка, пройдут дожди".
А вот это "не только про русский мир, а про всехний" - удивило. Я ли недостаточно разборчиво написал ругательное слово "Обама", ты ли не смогла разобрать сих неразборчивых каракул?

А вот что больше всего удивило, что автор предписанной тобою мне книги с размаху, в первых же главах (конкретно - в "Расчеловечении") выдаёт бред эпического, ебического масштаба. Поразительно, что он его выдаёт, поразительно, что он (еврей!!) не прозрел простое. (я ниже дам цытатко, погодь). День или два назад расейские новости сообщили за северного корейца, 20 лет назад сбегшего с лесоповала на ДВ и вот только недавно задержанного. Он, оказывается, всю дорогу жил в СПб. Теперь его ожидает депортэйшен нахаус. Чувак за 20 (пропиздью: двадцать, чтоб было понятнее: два раза по десять, или четыре по пять) лет ни хуя не понял и ничего не выучил.

Таки вот что пишет Марголин: Люди в лагере, даже если раньше они были друзьями Советской власти или не имели своего мнения, теперь не могут не быть врагами. Никто не может оставаться сторонником системы, создавшей лагеря, кто их видел.
Марголин таки не понял - ну не понял, это не страшно: так бывает. Но как он мог не увидеть, а увидев - не рассмотреть??? - миллионы через лагеря прошедших совкоорганизмов, в самых невыразимых дантовско-босховских условиях сохранивших любовь к савейской власти, искреннюю преданность партии и лично товарищу с., - вот этого как он не заметил? Не видел, что ли, умиравших от пеллагры со словами благословения делу коммунизма?

Почитаю, однако, далее.
[User Picture Icon]
From:tuchiki
Date:February 9th, 2017 02:25 am (UTC)
(Permanent Link)
Обаму не заметила, че ты, строгий какой.
На Марголина не кати за эту досадное недоразумение.
Читай до конца. Узнаешь, как левые подонки Запада, в 46-ом, когда вышла эта книга, не хотели ее, как невеста не хочет прыщей на голове.
А потом, когда она вышла в Израиле, социалисты-сионисты тоже ее не хотели, и Марголина отовсюду с ней гнали. В Кибуцах тогда висели в красном угол портреты Сталина.
Марголин по праву должен бы стать первым. Но досталось - Солжу. За дело, я Солжа с юности чту. Но, повторюсь, выше книги Марголина в лагерной теме ничего нет.

Дину, Дину Верни слушай.
[User Picture Icon]
From:mincao
Date:February 10th, 2017 06:41 pm (UTC)
(Permanent Link)
http://pleer.net/tracks/5263546DCNE
Хорошее исполнение, психоделическое - сперва поёт митёк, потом вступает Бутусов.

Да, сайт закрыт в отечестве, FriGate в помощь.
[User Picture Icon]
From:tuchiki
Date:February 11th, 2017 12:51 am (UTC)
(Permanent Link)
Митек - это круто. Ближе, несомненно, к тому, как каторжники ее пели. И даже беззубость его слышна. Булатов же - на мой вкус и уши - неверно.
From:anonim_legion
Date:February 17th, 2017 03:02 pm (UTC)
(Permanent Link)
Если рассматривать Дину Верни просто как исполнителя, то у неё есть более... гм... удобные для прослушивания песни. Вроде вот этой:



[User Picture Icon]
From:tuchiki
Date:February 17th, 2017 08:14 pm (UTC)
(Permanent Link)
Я знаю все и каждую из 24 песен, записанных ею по возвращении из Совдепии. Она, посетив десятки диссидентских домов, не записывая, с голоса запоминала эти песни, чтоб не отобрали на таможне. САмое удивительное, что родители увезли ее в Париж шестилетней. А поет - верно, по интонации, по всему.
From:anonim_legion
Date:February 17th, 2017 02:55 pm (UTC)
(Permanent Link)
Двачую Марголина. Хорошая книжка, впечатляющая.
[User Picture Icon]
From:kot_shred
Date:February 8th, 2017 03:19 pm (UTC)
(Permanent Link)
Он велик. И я давно уже не могу его читать, слишком страшно
[User Picture Icon]
From:cathay_stray
Date:February 9th, 2017 02:10 am (UTC)
(Permanent Link)
Его надо читать раз в жизни, я думаю. Как прививаться от оспы.
[User Picture Icon]
From:mincao
Date:February 10th, 2017 06:41 pm (UTC)
(Permanent Link)
О!
Примерно так.
From:bowhill
Date:February 8th, 2017 05:59 pm (UTC)
(Permanent Link)
Советская власть, диктатура, построены на использвании страха.

Булгаков, которого уж точно читали многие, был наблюдателен и честен с собой. Его оценку страха читали многие, но не прочли. И разве только Булгаков?..
[User Picture Icon]
From:cathay_stray
Date:February 9th, 2017 02:11 am (UTC)
(Permanent Link)
Булгаков не прошёл ни через что, кроме ночного страха от шагов на лестнице. Это не значит, что он ни через что не прошёл, нет. Люди ехали крышами и от этого. Но по сравнению с ВШ Булгаков просто пионер, рассказывающий страшилку про чёрную руку.
From:bowhill
Date:February 9th, 2017 07:20 am (UTC)
(Permanent Link)
Ни Булгаков, ни Шаламов не сошли с ума. В каком-то смысле остались собой. Физические пытки могут человека поломать несколько иначе, иначе, но не обязательно, что больше. И не обязательно спускаться именно на -101 этаж, чтобы понять в себе что-то.

Я вообще-то о другом, они ведь не страшилки рассказывали, и пионерского соревнования никакого нет, и не мы в нём победители. Но всё не в коней комбикорм.
[User Picture Icon]
From:mincao
Date:February 10th, 2017 06:35 pm (UTC)
(Permanent Link)
Вот именно. У Шаламова же, кажется, где-то, есть чеканная формула: "Этот опыт никому не нужен - он не только бесполезен, он вреден".


И, вспоминаю гениальные "Московские Кухни" Ю.Кима. Очень советую послушать - это такой моноспектакль часа на полтора - штука, которую хочется порвать на цитаты.